Стратегическая сессия РСТ «Цифровизация туризма (данные, статистика, агрегаторы)».
19 апреля состоялась Стратегическая сессия РСТ “Цифровизация туризма (данные, статистика, агрегаторы).
В мероприятии приняли участие руководитель Комиссии РСТ по стартапам Леонид Пустов, управляющий директор ГК Слетать.ру Евгений Данилович, генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников, директор дивизиона RUSSPASS Наталья Михейкина и другие эксперты. Модерировала сессию управляющий директор Ostrovok по России и СНГ Дарья Кочеткова.
Я был приглашен на данное мероприятие, как Руководитель Комитета Гостиничного бизнеса МРО «ОПОРА РОССИИ» и Общественный Уполномоченный по вопросам Гостиничного бизнеса Москвы.
По оценкам экспертов, уровень цифровизации в туристической отрасли остается низким. Предлагаемые технологические решения разрабатываются небольшими компаниями и не успевают за изменениями рынка. О ключевых проблемах этой сферы, а также о возможных мерах государственной поддержки цифровой трансформации туризма, механизмах финансирования и привлечения инвестиций в технологии и шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии.
Как сообщил член комитета РСТ по цифровизации в сфере туризма, генеральный директор компании «СканТур» Роман Цветков, опрос показал, что 50-70% туроператоров недовольны своим уровнем цифровизации.
«Он остается крайне невысоким. В частности, все квотирование в отелях идет практически в ручном режиме. Те системы, которые есть на рынке, недостаточны гибкие. Они не учитывают, например, особенностей автобусных туров. Они также не успевают за развитием рынка, прежде всего, внутреннего, который очень быстро меняется, становится все более разнообразным. В итоге мы вынуждены разрабатывать свои решения, чтобы можно было вносить все нужны нам изменения», – пояснил он.
Александр Галиновский, генеральный директор компании «Мегатек», занимающейся разработкой компьютерного программного обеспечения, также называет существующий в отрасли уровень цифровизации низким.
«В этом плане можно четко выделить три типа компаний. С сильно развитой автоматизацией рабочих процессов – таких всего 10-15% от общего объема, в основном, в сфере выездного туризма. Все активнее идут в цифру и внутренние туроператоры, но все-таки большинство – традиционные компании, работающие по старинке. Для них верх автоматизации – Excel и «Мои документы». Есть новые туроператоры, которые выходят на рынок уже с хорошим уровнем цифровизации вплоть до искусственного интеллекта. Но таких очень мало», – сказал он.
Среди причин такого положения, по словам Галиновского, – небольшая маржинальность турбизнеса, так что у компаний просто нет необходимых средств на апгрейд плюс консерватизм мышления.
«Многие туроператоры, особенно в регионах, просто не понимают, зачем им вкладываться в цифровизацию. Когда мы называем сумму, которую им придется платить в месяц за пользование нашей технологией, они отказываются. К тому же руководство часто боится что-то менять, перестраивать бизнес. Так, люди отказываются, когда понимают, что им надо учиться пользоваться новой технологией», – говорит эксперт. Такой подход отчасти подпитывается косностью мышления и самих туристов: многим не хочется переходить в онлайн, им удобнее звонить в турфирму по телефону или общаться в офисе.
Есть и объективные причины, например, отсутствие квалифицированных кадров, так как в большинстве компаний сотрудники в лучшем случае владеют Excel. Кроме того, как сказал Галиновский, нет и достаточного количества разработчиков на рынке, которые могут автоматизировать процессы. При этом и уровень осведомленности о том, кто может это делать, также невысок.
По словам руководителя компании «Атом-С» Аркадия Рутмана, различные цифровые решения для турфирм разрабатываются в основном небольшими IT-компаниями, а назрела необходимость в едином исполнителе.
Цифровых решений не хватает не только туроператорам, но и, например, музеям. Так, у Третьяковской галереи нет проблем с продажей билетов, но трудность в том, что и клиенты, и турфирмы приобретают билеты через один канал, и давно назрела необходимость развести эти потоки. Музею нужен единый цифровой сервис, на котором он мог бы взаимодействовать с туроператорами, определять им квоты, продавать билеты. Сейчас отношения с турбизнесом строятся практически в ручном режиме.
Вице-президент РСТ Алексей Мусакин отметил необходимость создания программного обеспечения и для гостиниц. По его словам, на рынке есть немало хороших стартапов, но информации о них недостаточно. «В частности, гостиницам сейчас очень нужна технологическая помощь в управлении доходами. Мы видим, что доходы растут, но растет и расходная часть, а мы не можем этим управлять», – пояснил он.
Соруководитель комитета РСТ по выездному туризму и управляющий директор группы компаний «Слетать.ру» Евгений Данилович обратил внимание на то, что компаниям, занятым в реализации многих государственных проектов по развитию туризма, особенно в регионах, часто приходится электронный оборот документов дублировать бумажным. Эксперт полагает, что РСТ вместе с Минэкономразвития необходимо разработать рекомендации по стандарту такого документооборота.
На сессии обсуждались также дальнейшая адаптация системы электронной путевки, вопросы взаимодействие агрегаторов с гостиницами. Одновременно были представлены некоторые IT-стартапы в туризме.
По итогам стратегической сессии будет сформулирована резолюция с предложениями по совершенствованию законодательства и мерам поддержки бизнеса.