В журнале «Недвижимость и цены» появилась статья о состоянии гостиничного рынка Москвы в целом и о перспективах инвестирования в малые формы гостиничного бизнеса…

"Гостиницы большие и малые: начинаем за здравие, заканчиваем за…?"

(журнал «Недвижимость и цены», 19-25 января 2004 года, публикуется с сокращениями)

<…> В нише малых форм гостиничного бизнеса намечаются интересные изменения, способные «задать тон» всему направлению. Это проект компании «Стабильная линия», объединяющий строительство сети малых трехзвездочных гостиниц в историческом центре Москвы с воссозданием утраченных памятников архитектуры, а также задуманное Правительством Москвы возведение сети малых отелей в Юго-Восточном округе.

<…>Что касается проекта «Стабильной линии», трудно охарактеризовать предлагаемые услуги размещения как минимальные, когда современная трехзвездочная гостиница повышенной комфортности расположена в двух шагах от Кремля. Однако при этом компания планирует удержать демократичные цены – 160 у.е. за двухместный номер, и 99 у.е. за одноместный. За счет чего инвестор намерен добиться того, чего еще не удалось ни одной другой малой гостинице (ведь запредельно высокие цены на размещение в современных небольших гостиницах столицы давно стали притчей во языцех)? Во-первых, речь идет о создании не одной гостиницы, а целой сети, что позволит экономить на издержках, а во-вторых «Стабильная линия» не просто делает ставку на воссоздание утраченных памятников. При этом решаются сразу две задачи: во-первых, поскольку воссозданные строения передаются в собственность города, законодательно предусмотрены определенные льготы по арендным платежам, во-вторых, эксклюзивность каждого здания дает основания для разработки интересного брэнда, способного впечатлить и отечественных и западных туристов, и обеспечить изначально высокий процент занятости номеров.

В планах компании - завершить строительство первого объекта к концу года. Гостиница на 28 номеров появится на пустующем участке на пересечении Большой Никитской и Газетного переулка, где когда-то стояло правое крыло и флигель одного из шедевров «Казаковской Москвы» – Дома Сергея Меншикова. Уже издано соответствующее распоряжение Правительства Москвы, а пока проект первой гостиницы проходит экспертизу, ожидается решение и по второму участку. Однако тот факт, что все гостиницы будут расположены в пределах Садового кольца, заставляет предположить возможное затягивание графика строительных работ. Казалось бы, если участок пустует, то инвестор априори избавлен от лавины согласований, многочисленных конфликтов интересов и прочих сложностей, отпугивающих большинство застройщиков. Но землю в центре Москвы недаром называют золотой, и даже в данном случае, при наличии всех Распоряжений и согласований, нашлись подводные камни: это проблемы, связанные с перекладыванием коммуникаций. Когда только по одному спорному вопросу инвесторам предлагают решения, составляющие 20% стоимости всего проекта, трудно ожидать скорого появления новых гостиниц (а «Стабильная линия» планировала построить 8-10 гостиниц класса 3 звезды в течение 3-4 лет) и уж тем более – сохранения цен на первоначально заложенном в основу расчетов уровне.

Таким образом, Москва попадает в замкнутый круг: нехватка гостиниц среднего класса > строительство, которое оказывается слишком затратным > значительное повышение цены по сравнению с запланированным первоначально > превращение предприятия в гостиницу верхнего сегмента среднего класса, или гостиницу верхнего класса > снова нехватка гостиниц среднего класса > отсутствие значительного роста туристического потока.

Тем не менее, несмотря на все трудности, частные инвесторы продолжают работать в этом направлении. <…> Таким образом, пока крупные корпорации конкурируют между собой, стратегически мыслящие инвесторы будут строить малые гостиницы. «Малыши» не составляют еще и 10% от общего числа отелей столицы (по разным оценкам, всего в Москве насчитывается от 170 до 235 объектов, функционирующих в качестве средств размещения). Для сравнения – в Париже малых гостиниц 600, а в Праге – 450. Поэтому малые формы гостиничного бизнеса вряд ли утратят свою привлекательность, ведь конкуренция в рыночной нише всегда ниже, чем на сегменте рынка <…> .